Школа молодого педагога "Учимся играя. Игры с мячом для развития речи"
Цель. Повышение компетентности воспитателей, знаний и умений
практического использования различных игр с мячом в совместной
деятельности с ребенком для активизации и развития речи,общей и мелкой
моторики.
Сегодня мы собрались на семинаре-практикуме "С мячом играй, речь развивай!". Где я вам расскажу про игры с мячом на занятиях по физической
культуре помимо развития физических качеств, целесообразно, уделять
внимание речевому развитию дошкольников и педагоги продемонстрировали свои игры, которые они используют. Для этого мы широко используем игры и упражнения с мячом, которые способствуют активизации речевой
активности детей.
Многие современные дошкольники подвижны, с неустойчивым
вниманием, у них повышенная утомляемость, страдает общая и мелкая
моторика. «Какие выбрать методы и приёмы, чтобы пополнить словарный запас
детей и сделать обучение не только эффективным, но и увлекательным?».
Рядом верные и надёжные помощники. А название им - игры с мячом, которые
можно включать в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Самая любимая детская игрушка – мяч - вызывает у дошкольников
особый интерес. Практически каждый с раннего возраста знаком с мячом.
Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет,
бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически,
увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие мелкой мускулатуры.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций
мозга ребенка, они являются хорошим стимулом не только для своевременного
возникновения речи, но и дальнейшего её совершенствования. И чем
разнообразнее эти движения, тем больше «двигательных сигналов» поступает в
мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и
интеллектуальное развитие ребенка. Учеными давно установлена прямая
зависимость - движения рук и развитие речи. Взаимосвязь общей и речевой
моторики изучена и подтверждена исследованиями. Идущие в кору головного
мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по
соседству речевые зоны, усиливая их активность. Существует мнение
известного философа Канта, что «рука - это выдвинувшийся вперёд
человеческий мозг». Уровень речевого развития ребёнка зависит от того,
насколько развита у него мелкая мускулатура. Поэтому игры с мячом важны
для развития руки малыша. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем
лучше развивается его речь.
У детей дошкольного возраста в процессе игры с мячом обучающий
материал усваивается более легко и непринуждённо. Ребята играют в такие
игры с удовольствием, не замечая, как при этом они закрепляют двигательный
материал, свои языковые знания и развивают речевые навыки. Игры с мячом
являются дополнительным коррекционным средством, способствующим
речевому и психомоторному развитию детей, обеспечивают не пассивное
восприятие, а активное творческое участие ребёнка, эффективно используются
для обобщения и расширения словарного запаса.
Значение игр с мячом для развития детей
o Игры с мячом побуждают ребенка к общению со сверстниками.
o Помогают разнообразить деятельность детей, включая в работу
различные уровни регуляции.
o Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,
глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность движения.
o Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
o Нормализуют эмоционально–волевую сферу, что особенно важно для
гипервозбудимых детей.
o Развивают коммуникативные навыки, внимание, память и восприятие.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего
функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на
выработку у детей правильных речевых навыков.
Для игр можно использовать различные виды мячей, которые
отличаются не только размером, но и текстурой – резиновые различного
диаметра, надувные, пластмассовые, текстильные, вязаные, набивные, шарики
для настольного тенниса, фитболы, футбольные, волейбольные, теннисные,
мячи, массажные, которые исполняют роль не только игрового предмета, но и
стимулируют точки на ладонях, оказывая мощное воздействие на
работоспособность коры головного мозга. Как правило, ребенка, более всего,
привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
А теперь переходим к практической части нашего семинара. Пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мячики считать. Сжимают и разжимают все пальцы.
Этот мяч – он из резины. Загибают пальцы, начиная с большого.
Этот мячик синий-синий.
Этот мяч большой и красный.
Этот мяч такой прекрасный!
Будем мы его катать. Выполняют круговые движения между ладонями.
Наши руки разминать.
ИГРЫ С МЯЧОМ для развития мелкой и крупной мускулатуры рук:
«Школа мяча», «Мяч навстречу мячу», «Корзинка», «Мяч о стену», «Лови – не
зевай!», «Хлоп – гоп», «Вертушка», «Качели», «Юла», «Кораблик», «Летучий мяч»,
«Вызов по имени», «Конь-огонь», «Мяч в гору, о стену, с горы», «Горячая
картошка», «Ловец за мячом», «Гонка мячей по кругу», «Кого назвали, тот и
ловит», «У кого меньше мячей!», «Вызов номеров» и др.
«Отбивалки кулачком», «Правый – левый кулачок»
Сегодня я предлагаю также вашему вниманию некоторые игры с мячом
для активизации речевой активности дошкольников.
«Мяч бросай, животных (транспорт, фрукты, мебель и т.д.) называй»
- В нашей группе дети, знают всех зверей на свете.
«Кто как разговаривает»
- Мяч лови, да поскорей назови язык зверей
«Кто может совершать эти действия?»
- Мяч лови и говори, что животные умеют – птицы, рыбы,
кошки, змеи.
«Кто как передвигается?»
- Кто летает, кто плывёт сейчас Дима (Петя, Оля) назовёт.
«Из чего сделано?»
- Вот предмет, а из чего люди сделали его?
Игра «Что бывает круглым?»
- Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Мяч может исполнять роль «сигнала» - переход хода при пересказе текста,
составлении рассказа или при чтении стихотворения.
- Мы расскажем всем стишок, будь внимательней дружок.
Педагоги передают мяч друг другу, читая по одной фразе из любого
стихотворения.
Упражнение «Веселый мячик»
Педагоги берут по массажному мячу и на каждый слог по тексту
перекладывают (перебрасывают) его из одной руки в другую:
ША-ША-ША – на-ша Ма-ша хо-ро-ша;
ШИ-ШИ-ШИ – Ми-ша с Ма-шей ма-лы-ши;
ШУ-ШУ-ШУ – по-мо-ги-те ма-лы-шу;
ШО-ШО-ШО – го-во-рим мы хо-ро-шо.
(Звуковая культура речи, развитие фонематического слуха.)
Проводится игра с фитболами на координацию речи и движения, развитие
общей моторики.
Игра «Прыгай мячик!»
Раз, два – прыгай мячик, раз, два – и мы поскачем.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Игра «Прямой эфир»
Представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче
«Верные и надёжные помощники для развития речи - игры с мячом». Вам
предлагается дать телезрителям совет «Как помочь ребенку эффективно
развить свою речь, используя любимую игрушку - мяч».
• 1-я подгруппа адресует свое выступление родителям;
• 2-я подгруппа – педагогам;
• 3-я подгруппа – детям.
Время в «эфире» – 2 мин. Вести «передачу» может как один представитель
подгруппы, так и несколько.
Участники подготавливаются к «эфиру» в течение 3 мин. Затем каждая
подгруппа «показывает» свой вариант «передачи в прямом эфире».
Игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от
фантазии и желания педагога работать с детьми весело и интересно. Играйте с
детьми! Играйте искренне! Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч,
катаемся с горки, дети начинают верить, что и мы не всегда были взрослыми.
Тогда взрослые и дети становятся ближе друг к другу.
Комментарии
Отправить комментарий