Школа молодого педагога "Учимся играя. Игры с мячом для развития речи"

 






Цель. Повышение компетентности воспитателей, знаний и умений практического использования различных игр с мячом в совместной деятельности с ребенком для активизации и развития речи,общей и мелкой моторики.
     Сегодня мы собрались на семинаре-практикуме "С мячом играй, речь развивай!". Где я вам расскажу про игры с мячом на занятиях по физической культуре помимо развития физических качеств, целесообразно, уделять внимание речевому развитию дошкольников и педагоги продемонстрировали свои игры, которые они используют. Для этого мы широко используем игры и упражнения с мячом, которые способствуют активизации речевой активности детей. Многие современные дошкольники подвижны, с неустойчивым вниманием, у них повышенная утомляемость, страдает общая и мелкая моторика. «Какие выбрать методы и приёмы, чтобы пополнить словарный запас детей и сделать обучение не только эффективным, но и увлекательным?». Рядом верные и надёжные помощники. А название им - игры с мячом, которые можно включать в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий.
    Самая любимая детская игрушка – мяч - вызывает у дошкольников особый интерес. Практически каждый с раннего возраста знаком с мячом. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Особенно тесно связано со становлением речи развитие мелкой мускулатуры. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка, они являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего её совершенствования. И чем разнообразнее эти движения, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Учеными давно установлена прямая зависимость - движения рук и развитие речи. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Существует мнение известного философа Канта, что «рука - это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Уровень речевого развития ребёнка зависит от того, насколько развита у него мелкая мускулатура. Поэтому игры с мячом важны для развития руки малыша. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. У детей дошкольного возраста в процессе игры с мячом обучающий материал усваивается более легко и непринуждённо. Ребята играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они закрепляют двигательный материал, свои языковые знания и развивают речевые навыки. Игры с мячом являются дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей, обеспечивают не пассивное восприятие, а активное творческое участие ребёнка, эффективно используются для обобщения и расширения словарного запаса. Значение игр с мячом для развития детей o Игры с мячом побуждают ребенка к общению со сверстниками. o Помогают разнообразить деятельность детей, включая в работу различные уровни регуляции. o Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность движения. o Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное. o Нормализуют эмоционально–волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. o Развивают коммуникативные навыки, внимание, память и восприятие.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Для игр можно использовать различные виды мячей, которые отличаются не только размером, но и текстурой – резиновые различного диаметра, надувные, пластмассовые, текстильные, вязаные, набивные, шарики для настольного тенниса, фитболы, футбольные, волейбольные, теннисные, мячи, массажные, которые исполняют роль не только игрового предмета, но и стимулируют точки на ладонях, оказывая мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Как правило, ребенка, более всего, привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. А теперь переходим к практической части нашего семинара.                 Пальчиковая игра Раз, два, три, четыре, пять, Будем мячики считать. Сжимают и разжимают все пальцы. Этот мяч – он из резины. Загибают пальцы, начиная с большого. Этот мячик синий-синий. Этот мяч большой и красный. Этот мяч такой прекрасный! Будем мы его катать. Выполняют круговые движения между ладонями. Наши руки разминать. ИГРЫ С МЯЧОМ для развития мелкой и крупной мускулатуры рук: «Школа мяча», «Мяч навстречу мячу», «Корзинка», «Мяч о стену», «Лови – не зевай!», «Хлоп – гоп», «Вертушка», «Качели», «Юла», «Кораблик», «Летучий мяч», «Вызов по имени», «Конь-огонь», «Мяч в гору, о стену, с горы», «Горячая картошка», «Ловец за мячом», «Гонка мячей по кругу», «Кого назвали, тот и ловит», «У кого меньше мячей!», «Вызов номеров» и др. «Отбивалки кулачком», «Правый – левый кулачок»
Сегодня я предлагаю также вашему вниманию некоторые игры с мячом для активизации речевой активности дошкольников.  «Мяч бросай, животных (транспорт, фрукты, мебель и т.д.) называй» - В нашей группе дети, знают всех зверей на свете.  «Кто как разговаривает» - Мяч лови, да поскорей назови язык зверей

«Кто может совершать эти действия?» - Мяч лови и говори, что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи.  «Кто как передвигается?» - Кто летает, кто плывёт сейчас Дима (Петя, Оля) назовёт.  «Из чего сделано?» - Вот предмет, а из чего люди сделали его?  Игра «Что бывает круглым?» - Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. Мяч может исполнять роль «сигнала» - переход хода при пересказе текста, составлении рассказа или при чтении стихотворения. - Мы расскажем всем стишок, будь внимательней дружок. Педагоги передают мяч друг другу, читая по одной фразе из любого стихотворения.  Упражнение «Веселый мячик» Педагоги берут по массажному мячу и на каждый слог по тексту перекладывают (перебрасывают) его из одной руки в другую: ША-ША-ША – на-ша Ма-ша хо-ро-ша; ШИ-ШИ-ШИ – Ми-ша с Ма-шей ма-лы-ши; ШУ-ШУ-ШУ – по-мо-ги-те ма-лы-шу; ШО-ШО-ШО – го-во-рим мы хо-ро-шо. (Звуковая культура речи, развитие фонематического слуха.) Проводится игра с фитболами на координацию речи и движения, развитие общей моторики.  Игра «Прыгай мячик!» Раз, два – прыгай мячик, раз, два – и мы поскачем. Девочки и мальчики прыгают, как мячики.  Игра «Прямой эфир» Представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Верные и надёжные помощники для развития речи - игры с мячом». Вам предлагается дать телезрителям совет «Как помочь ребенку эффективно развить свою речь, используя любимую игрушку - мяч». • 1-я подгруппа адресует свое выступление родителям; • 2-я подгруппа – педагогам; • 3-я подгруппа – детям. Время в «эфире» – 2 мин. Вести «передачу» может как один представитель подгруппы, так и несколько. Участники подготавливаются к «эфиру» в течение 3 мин. Затем каждая подгруппа «показывает» свой вариант «передачи в прямом эфире». Игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания педагога работать с детьми весело и интересно. Играйте с детьми! Играйте искренне! Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что и мы не всегда были взрослыми. Тогда взрослые и дети становятся ближе друг к другу.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Технология «Говорящая стена»

Педсовет: "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки»