Технология «Говорящая стена»


 Технология «Говорящая стена»



Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребёнка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно модернизировать образовательную среду. С этой целью в нашей группе была внедрена технология «Говорящая стена».

История «Говорящих стен» Откуда пришла к нам технология «Говорящих стен»? Если быть точными, то из далекой предыстории человечества: Впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации более 39000 лет назад, сделав первые наскальные рисунки, повествующие о правилах и особенностях охоты, о животных данной местности, о путешествиях и т. д..

Новизна Основная идея технологии «Говорящая стена» - трансформация среды пребывания детей в воспитательно - обучающую среду. Это инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ в своеобразный живой экран. Он включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметноразвивающей среде группы. Её суть заключается в том, что ребёнок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. «Говорящая стена» - это: - Центр познавательного развития; - Социально - коммуникативный центр; - Центр художественно - эстетического развития. 

Какие задачи решает «Говорящая стена»: - Создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей; - Позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации; - Развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников; - Обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. «Говорящая стена» помогает педагогу ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной. «Говорящая стена» помогает освоить режимные моменты, особенно в младших группах. 

Формы, методы и приёмы работы: Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. Мы знакомим детей с темой, размещаем наглядный материал, пособия. Применяя наглядные, словесные, проблемно - поисковые методы изучаем материал. Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал, игры по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Используем игровые приёмы, когда герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога. При работе со стеной педагог может делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально. Как известно, дети младшего дошкольного возраста проявляют интерес к продуктивным видам деятельности, им нравится рисовать, лепить, работать с цветной бумагой. Продуктивная деятельность позволяет максимально развивать детскую инициативу. А технология «Говорящая стена» помогает детям выбрать понравившийся вид деятельности, рассмотреть примеры работ воспитателя, взять образец рисунка для разукрашивания, сделать свою работу и тоже поместить ее на «Говорящую стену». Воспитатель ежедневно обновляет стенд «Говорящей стены», помещает новые образцы, рисунки, шаблоны, дидактические игры, которые могут использоваться в течении дня как на занятии, так и в свободной деятельности детей.

Составляющие «Говорящей стены»: - Магнитные полоски, доска; - Ковровое полотно; - Нарисованный сюжет; - Прищепки; - Кармашки; - Магниты; - Игры (образцы, схемы, карты алгоритмы) и игровые фишки; - Различные тематические картинки. На уровне глаз детей размещается разнообразная информация, которая представлена в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок, схемы и карты, созданные вместе с педагогом. Вокруг доски на стене можно закрепить прищепки, что увеличит развивающее пространство группы и повысит его вариативность. На прищепки можно подвесить картинки к занятиям, работы воспитанников, фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий. Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка. Например, ребёнок видит себя на фотографии во время игры в больницу, вспоминает, как ему было интересно, и возвращается к этой игре.

Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Для воспитанников важно осознание нужности своего труда. Как правило, их рисунки после просушивания убираются в папки, вывешиваются в приемной для родителей. Но в приемной ребенок и родитель проводят не более получаса в день. Основное время дошкольники находятся в группе, поэтому важно, чтобы выставки детских работ размещались для детей. Когда они видят свои рисунки на «Говорящей стене», у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и социальнокоммуникативного развития. Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу аккуратно и красиво. 

Примеры: - Сенсорная стена; - Бизиборд; - Фланелеграф; - Магнитная доска. Сенсорная стена - одно из направлений развивающей стены. Слово сенсорный происходит от латинского «senstus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». 

Сенсорная стена – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику. 

Пополняется. Со временем одни игры заменяются другими. Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе для детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы. Результативность данной технологии: У детей развивается внимание, память, мелкая моторика, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие. Дети становятся более инициативными, активными, самостоятельными, общительными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Педсовет: "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки»