Педагогический совет №2 «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

 


Педагогический совет №2

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Форма проведения КВН

Цель: Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи:

1.     Расширить знания педагогов в области «экономического воспитания дошкольников: формирования предпосылок финансовой грамотности»;

познакомить с методами и технологиями экономического воспитания;

совершенствовать способность педагогов мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания и умения.

2.     Повышение уровня взаимодействия педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников.

Повестка дня.

1.     Выполнение решений предыдущего педсовета. - Дмитриева Р.Ю. старший  воспитатель.

2.     Теоретическая часть «Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования» - старший воспитатель

3.     КВН «Школа Финансовой грамотности»

-         Приветствие. Визитная карточка команд «Банк ВТБ», «Сбербанк России»;

-         Педагогическая разминка «Мозговой штурм»;

-         Практическая часть.

-         Вопросы  на тему «Термины финансовой грамотности»

-         Литературная викторина по сказкам, произведениям русских и советских, зарубежных писателей, которые содержат поучительный смысл о финансах;

-         Конкурс капитанов;

-         Домашнее задание «Ребусы - примеры народной мудрости: пословиц, поговорок о деньгах».

-         Домашнее задание «Педагогическая ситуация» (по 2 ситуации от команды);

-         Домашнее задание «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

-         Домашнее задание «Умелые руки не знают скуки» изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Банк или супермаркет»

4.     Проект решение педсовета.

 

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствуем вас на нашем педсовете «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Надеюсь, мы с вами сможем вместе решить такие задачи, как актуализировать проблему отношения детей и денег, обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье по вопросам финансовой грамотности.

 

Слайд 2 Цели и задачи

 

Слайд 3 повестка дня

 ОРг момент «Комплименты»

 

Слайд 4

В чем заключатся актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых

решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить

детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему

позитивных установок, которые позволят им в будущем принимать грамотные решения.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой  жизни.

Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную

деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое

образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его  будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Слайд

 

У каждого из нас свой опыт, свои представления о том, как нужно обращаться с деньгами, как воспитывать у детей бережливость.

Давайте сегодня попробуем услышать друг друга, прислушаться к друг другу, вместе обсудить вопрос «Что такое деньги для ребёнка?», поучаствовав в КВН. В это игре играют 2 команды «Сбербанк» и «Банк ВТБ».

Правила игры:

·        играют все;

·        работаем активно, не отсиживаемся; услышал вопрос – скорее найди ответ; важен ответ каждого;

·        уважай мнение другого.

Каждый пункт оценивается по 2-балльной системе, будете получать денежные купюры. Общий балл выводится по сумме всех показателей.

По итогам игры определим команду победителей, набравших большее количество денежных купюр.

 

Слайд 6

Представление жюри.

И так мы начинам КВН .

1.     Приветствие. Визитная карточка команд «Банк ВТБ», «Сбербанк России»;

Домашняя заготовка, проводится в произвольной форме.

Оценивается:

- содержательность;

- оригинальность;

- эмоциональность;

- динамичность выступления;

- костюмы и визитка.

 


Слайд 7

2.     Педагогическая разминка «Мозговой штурм»;

Уважаемые педагоги, первое игровое задание

-         Что делает с рублём копейка? ( бережёт).

-         Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).

-         Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)

-         Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)

-         Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)

-         Что сколачивают из денег? (капитал)

-         Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)

-         О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)

 

Слайд 8

Второе задание нашей разминки  «Анаграммы» - составьте правильные слова из представленных на экране:

СИПЕНЯ (пенсия)

ЛАКМЕРА (реклама)

РАПЛАТАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

КАБН (банк)

ГИНЬЕД (деньги)

3.     Практическая часть.

Слышат ли эти слова наши дети? Какие из них наиболее часто?

Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена»: можно услышать много разных суждений, часто противоположных.

По нашему мнению, взрослых людей, деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей. Человек думает не столько о деньгах, сколько о качестве своей жизни.

У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость.

В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.

Само слово «деньги» станет постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага.

На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.

Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.

Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим для каждой команды свой кроссворд на тему «Термины финансовой грамотности».

 

Слайд 9

 

Кроссворд №1

1.     Гармония, благополучие, наличие достаточного количества сил и средств для счастливой жизни, осуществления своих целей и желаний. (Богатство)

2.     Как называется место торговли, часто под открытым небом: на площадях, улицах. (Рынок)

3.     Обязательство, обязанность. (Долг)

4.     Специальное оборудованное здание или его часть для продажи товаров и оказание услуг покупателям (Магазин).

5.     Платёжный инструмент, используемый для оплаты услуг и покупок, хранения денег, совершения переводов и пр. ( Карта)

6.     Этот процесс является юридическим актом , всегда волевой акт, то есть действия людей ,это правомерное действие. (Сде́лка)

7.     Это означает трудиться за вознаграждение. (Работа)

8.     Это продукт труда, произведённый с целью обмена или продажи. (Товар)

9.     Это небольшая, обычно карманная сумочка для денег. (Кошелёк)

 


 

Слайд 10

 

Кроссворд №2

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

 

Как дети могут научиться обращению с деньгами?

1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц.

2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.

3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.

 4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.

5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.

 

Слайд 11

 

Литературная викторина по сказкам, произведениям русских и советских, зарубежных писателей, которые содержат поучительный смысл о финансах

Цель: знание литературы.

Оценивается:

- умение правильно раскрыть смысл произведения;

- скорость ответа.

1. Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной тематикой. Ответ: К.И. Чуковский «Муха — Цокотуха».

2. Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»? Ответ: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого.

3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: « - Клад.... - это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие. - А зачем? - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? - Я? Про запас. - Вот и они про запас». Ответ: Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского

4. Какие деньги ввёл на своём острове царь Гвидон? Ответ: Золотые монеты. («Все скорлупки золотые. ...Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету».)

5. Советских аниматоров в 1954 году вдохновляли индийские сказки. В результате получилась поучительная история о мальчике-сироте, жадном радже и волшебной антилопе, высекающей копытами золотые монеты. Ответ: Золотая антилопа.

6. Красивая арабская сказка, занимающая достойное место в знаменитой «Книге тысячи и одной ночи». Здесь есть элементы, присущи восточной литературе, - витиеватая сюжетная линия, постоянно подстерегающие опасности, прекрасная мудрая женщина, кровожадные разбойники, отважный бесхитростный главный герой и, конечно же, наполненная золотом и драгоценностями пещера. Ответ: Али-баба и сорок разбойников.

 

Слайд 12

 

Конкурс капитанов.

Оценивается:

- правильность и быстрота ответа;

- правильность и доступность объяснения.

 

- Что изображено на российских купюрах

Все изображения на российских купюрах связаны со значимыми, религиозными, историческими местами и масштабными строениями. Также на купюрах размещены характерные приметы подлинности, такие как водяные знаки, рельефная надпись «Банк России», металлизированная краска, волокна определенных цветов. Но фактически и памятники, и архитектура тоже выполняют и защитную функцию.

- 1000 рублей – Ярославль. Памятник Ярославу Мудрому, держащему в руках храм (как веру) и храм Иоанна Предтечи.

- 2000 рублей –Русский Мост, соединяющий Владивосток и остров Русский, и пусковая установка космодрома «Восточный» в Амурской области.

- 5000 рублей – Хабаровск. Николай Николаевич Муравьев-Амурский, граф и генерал-губернатор восточной Сибири, и Царский амурский мост (2700 метров длиной).

 

Слайд 13

Уважаемые капитаны, послушайте вопрос: Какие жизненные ситуации способствуют ознакомлению детей дошкольного возраста с деньгами? К какому опыту эти ситуации приводят?

(поездки в отпуск, покупки в магазинах, поход в кино, стрижки в парикмахерской, зубная фея приносит, денежные подарки на дне рождения, получение денег за выполнение чего-либо и т.д. То есть дети видят, как мы тратим деньги, мы даем деньги детям.

С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит «Не приставай!».

(опыт: дети понимают, что на деньги можно что-либо купить; чтобы что-то купить, надо деньги отдать; имея денежные накопления – учатся тратить).

 

Уважаемые капитаны, послушайте вопрос: Детям дарят денежные подарки (капитаны высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)

Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские психологи считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли».

Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».

 

Домашнее задание «Ребусы - примеры народной мудрости: пословиц, поговорок о деньгах».

В конкурсе принимают участие команда в полном составе. Команды готовят по 2 ребуса на финансовую тематику.

 

Слайд 14

 

Домашнее задание «Педагогическая ситуация» (2 ситуации на финансовую тематику от команды).

Команды поочередно разыгрывают педагогические ситуации. Другая команда должна найти выход из предложенной ситуации, включившись в сценку.

Оцениваются:

- правильность педагогического решения;

- неординарность вопросов и ответов;

- артистичность участников.

 

Домашнее задание «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Команды поочередно рекламируют товар, с логотипом банка.

Оцениваются:

- правильность составления рекламы;

-юмор;

- артистичность участников.

 

Домашнее задание «Умелые руки не знают скуки» изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Банк или супермаркет»

Команды поочередно предлагают изготовленные атрибуты.

Оцениваются:

- качество изготовления атрибута;

- участие детей;

- важность атрибута для игры.

 

Уважаемые коллеги, вот наш КВН и подошел к завершению. Конечно остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Дети и деньги». И мы несомненно продолжим работу в этом направлении.

Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Родители – это первый авторитет для ребенка. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, хороший опыт дети могут получить только на примере взрослых.

А сейчас жюри посчитает ваши доходы. Это поднимает настроение. Спасибо вам всем за работу. Сегодня каждый имеет свой доход, не важно, какой он, важно то, что вместе мы сила – и в игре побеждает дружба. Награда ждет каждого участника.

Надеемся, что КВН оказался полезным, если так, напишите, пожалуйста, на ваших купюрах пожелания или рекомендации нам для продолжения работы.

Рефлексия «Все в твоих руках»

Спасибо за активное участие.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Технология «Говорящая стена»

Педсовет: "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки»