Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Консультация для педагогов
«Метод моделирования в экологическом воспитании
дошкольников»
Человек и природа – одно целое,
неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой,
известна издавна. Но в настоящее время экологическая
проблема взаимодействиячеловека и природы стала очень острой и приняла
глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный
уровень экологической культуры и
экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем дошкольном детстве. Именно на этапе дошкольногодетства ребенок получает
первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,
то есть формируются начальные основы экологического
мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экологическое
воспитаниевключает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы.
Основная задача экологического
воспитаниязаключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания.
Экология – это
наука, изучающая закономерности взаимодействияорганизмов
друг с другом и окружающей средой.
Одним из эффективных средств,
обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе
моделирования
Процесс познания окружающего мира не
прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая
природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать
кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно восприниматьнепосредственно через чувства осязания. К ним мы можем
отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например:
взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или
взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.
Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение
с детьми более доступным и наглядным.
Метод моделирования имеет
развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных
возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при
ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта
деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить
информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является
использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.
Цель
моделирования в экологическом воспитании – обеспечить
успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре,
связях и отношениях, существующих между ними.
Использование метода
моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие
задачи:
- развивает у детей
умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит вычленять
главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые
свойства объекта;
- наглядно увидеть,
понять связи и зависимость в окружающем мире;
- способствует
развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному
развитию дошкольника.
Модели - это материальные
заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки,
структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными
компонентами. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных
сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Модель как вид наглядности
может быть использован во всех возрастных группах, в том случае, когда надо
выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи.
Демонстрация моделей используется при условии предварительного ознакомления
детей с объектами природы при помощи других методов. Моделирование
рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению
(выбору или конструированию) моделей.
Модели можно классифицировать
по разным критериям:
ü по содержанию: модели объектов, модели процессов,
модели биоценозов
ü по внешнему виду: модели плоскостные, модели объемные
ü по месту расположения: модели настенные, модели
настольные, модели напольные
ü по способу использования: модели статические, модели
динамические
ü по характеру моделирования: модели предметные, модели
предметно- схематические, модели схематические.
Я хочу представить для вас динамические модели:
«Зима в лесу» и «Луг».Динамические модели
улучшают процесс усвоения экологических знаний, т. к. мышление дошкольника
отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Цель:обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенности
объектов природы, приспособлении их к условиям окружающей среды.
Задачи:
*развивать умение наглядно увидеть,
понять связи и зависимость объектов природы в окружающей среде;
*развивать умственную активность;
*повышать уровень экологической воспитанности.
Использование:
Модели
многофункциональны.
Могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности
детей.
Комментарии
Отправить комментарий