Консультация на тему: Проектирование индивидуальной программы профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации
Консультация на тему:Проектирование индивидуальной программы профессионального
Индивидуальная программа профессионального развития педагога (далее ИППР) - локальный и индивидуальный нормативный документ, который является средством организации непрерывного профессионального развития, способом формирования собственной образовательной траектории.
Целью является проектирование образовательного маршрута, с учётом индивидуального уровня компетентности, профессиональных потребностей педагога, возможности выбора форм и сроков его реализации. То есть с учётом наших затруднений (дефицитов). Которые мы выявляем при помощи «Квадрата функций.
Основой для написания ИППР является наш профстандарт принят он был Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н.
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Проще говоря, профстандарт — это перечень знаний, навыков и опыта, которые должны быть у сотрудника, чтобы работать на той или иной должности.
Все мы знакомы с профстандартом, но не все умеют им пользоваться. Давайте проведём разминку, так называемый мозговой штурм. Как пример так как, мы работаем в детском саду, возьмём куклу и ребёнка: в первом случае (знания): кукла в коробке, по какой то причине содержимое от ребёнка скрыто, но ребёнок если её возьмёт, умеет её одевать и играть с ней (педагоги стажисты), так как некоторые из них всю жизнь работали по стандарту , но не знали что это и есть стандарт, ведь принят он был не так давно18 октября 2013 г; Во втором случае (умения) ребёнок знает что кукла, умеет одевать, но не умеет с ней играть (молодые педагоги); в третьем случае (навыки): ребёнок знает, что кукла умеет играть, но не умеет одевать её, так как нет навыков ( в этом случае предлагаю порассуждать, все ли так считают
). Тоже самое происходит с нами, когда сталкиваемся с пофстандартом. И только при наличии всех компонентов (знаний, умений и навыков) образуется профессионал своего дела, то есть, высоко квалифицированный педагог.
Профессионализм педагога – результат индивидуальной, целенаправленной, систематической и творческой работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.
Цель методики «Квадрат функций» – определить индивидуальные профессиональные дефициты у воспитателей дошкольной организации при реализации профстандарта педагога. В основе методики – матрица в форме квадрата. Матрица содержит «функции» – компоненты трех содержательных блоков трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» по профстандарту: трудовые действия (ТД), необходимые умения (УМ), необходимые знания (ЗН).
В каждом блоке от 6 до 13 компонентов, их характеристика подробно приводится в профстандарте. Для методики эти компоненты перепроектированы в деятельностные компоненты – что конкретно должен делать, знать и уметь педагог в процессе образовательной деятельности (приложение). Таким образом, «функции» в методике – это деятельность педагога по выполнению им трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».
Оценить компетенции педагога, самооценить и выявить наши затруднения нам поможет методика «Квадрат функций». Посмотрите пожалуйста на слайд. Мы видим квадрат с перечисленными педагогическими компетенциями: сначала нужно оценить свои компетенции относительно друг друга в столбце «a» по вертикали. Нужно поставить, не повторяясь баллы от 1 (низший балл) до 6 (высший балл) в квадратиках в левом нижнем углу. И так далее во всех столбцах (б, в, г, д, е).
Затем по аналогии оцените компетенции в строке «А» по горизонтали. Баллы поставьте в квадратиках в верхнем правом углу. И так далее во всех строках (Б, В, Г, Д, Е). Суммируем баллы в квадратиках, и получаем общую сумму в ячейке. Затем переходим к «Бланку ответов». Так выглядит заполненная таблица. Где условные обозначения УМ- необходимые умения,
ЗН- необходимые знания, ТД- трудовые действия. Далее суммируйте баллы по диагоналям: сначала в ячейках с УМ, затем ЗН и ТД.
После впишите результаты в таблицу «Обработки данных». Суммируйте баллы в таблице «Обработки данных» и впишите результат в столбец «Итого баллов». Контрольная сумма баллов – 252 (допускается погрешность не более трёх баллов). Если получилась итоговая сумма больше или меньше контрольной суммы, значит, вы необъективно оценили свои компетенции. Далее в строке «Место по назначению» в рейтинге (от 1 до 3) отметьте место, которое занимает каждый блок ТД, УМ, ЗН по сумме баллов. Три суммы, которые получились, педагог вписывает в соответствующие ячейки итоговой таблицы. Если он провёл диагностику правильно. То общая сумма в строке будет равна 252. Это контрольная сумма. При этом допускается погрешность – не более трёх баллов. Если у педагога получилась другая сумма, значит, он необъективно оценил свои компетенции. По сумме баллов во второй строке таблицы педагог определяет место функций в рейтинге (от 1 до 3). Функция, которая набрала наибольшее количество баллов, получает первое место. Расшифровать содержательную часть всех функций необязательно, можно сделать это для первого и последнего или только последнего места. Место в рейтинге показывает, какие из компетенций педагог реализует наиболее успешно – зона «профицита», а какие наименее – зона «дефицита». Далее анализируем результаты диагностики и определяем, какие у педагога затруднения. На основе этого планируем свою методическую работу.
Открываем профстандарт и изучаем: необходимые умения, необходимые знания, трудовые действия (зону своих дефицитов). Затем приступаем непосредственно к заполнению структуры ИППР.
«Личная карта педагога» педагога включает в себя образование, квалификационную категорию, стаж, повышение квалификации и наличие блога. С целью более детального изучения профессиональной деятельности воспитателя желательно указывать- участие в мероприятиях, обобщение и распространение педагогического опыта, а также участие в конкурсах профессионального мастерства.
алее при заполнении самой таблицы ИППР, нам нужно разобраться в компетенциях:
Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему: научных знаний; способов деятельности (умения действовать по образцу); опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку. Это значит, задачами могут быть: Освоение и применение педагогических технологий; расширение предметной компетенции в определённой образовательной области.
Методическая компетентность охватывает область способов формирования знаний, умений у педагога. Умения применять ту или иную педагогическую технологию.
Психолого-педагогическая компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психолога в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Комментарии
Отправить комментарий